Регистрация Вход
Город
Город
Город

Фокус Покус, или кто может стать «немножко магом».

 



 

О том как эффектно извлекать ушастых зайцеобразных из мужских головных приборов


История фокусов, а, вернее говоря - иллюзий, интересна тем, что "фальшивая магия" в полном смысле этого слова является наукой волшебства, пускай и ненастоящего. Находясь в родстве с механикой и оптикой, эта наука до сих пор сохраняет за собой полное право называться высоким искусством, объединяющим практичную театральную зрелищность с мистическим обаянием всего необъяснимого.

На протяжении почти всей истории своего существования, фокусы были ничем иным, как мошенническим средством эксплуатации народных суеверий и религиозных мифов, предназначенным не столько для развлечения толпы, сколько для ее устрашения и подчинения.




Это действительно Фокус-Покус
 

Наибольшее влияние на облик современного иллюзионизма оказала континентальная Европа. Так, в XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного "волшебника", называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним "Фокус Покус" (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного "колдовства" (полностью оно звучало, как "фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео") для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

 В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).




XVIII век: Джузеппе зажигает

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою "магию" на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.

Так, в 1784 году он выступал в Лондоне, демонстрируя возможности "третьего глаза" (чтение закрытых книг, идентификация предметов в коробках и т.п.). Успех этих представлений был так велик, что привлек внимание короля Георга III, который после недолгих колебаний пригласил знаменитого фокусника в Виндзорский замок. Именно там Пинетти с триумфом провел блистательное шоу, в котором участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, а также скрытые механизмы и сложные системы зеркал. Крылья популярности понесли фокусника из Англии в Португалию и Германию. Наконец, в 1800 году он приехал в Россию, где благополучно умер в возрасте 50 лет.

Стоит отметить, что различные писатели и публицисты неоднократно пытались раскрыть трюки Пинетти и даже издавали книги с их подробным описанием. Это сильно раздражало мастера, который привык жить в стиле своих представлений - независимо, богато и ярко. Он носил лучшую одежду, которую только можно было найти, и ездил в самых дорогих каретах. Он отличался умеренной эксцентричностью, намеренно привлекая внимание толпы своими необычайными выходками. Например, идя по улице, Пинетти мог внезапно остановиться около лотка со свежими булками и, разломив одну из них, "обнаружить" внутри золотую монету, которая через пару секунд неуловимым образом превращалась в декоративный жетон с его собственными инициалами.

Именно Пинетти принадлежит главная заслуга по разработке принципов построения имиджа современного фокусника - узнаваемость, необычность, кураж, артистичность и легкая помпезность.
Говоря о "чародеях" XVIII века, также следует упомянуть Джованни Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795), магические заслуги которых столь известны, что не нуждаются в перечислении.




"Матрица" эпохи романтизма: dodge this!

Конец XVIII - начало XIX века - время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными "научные" фокусы, когда исполнители, называвшие себя "докторами" и "профессорами", описывали сценические действа языком "науки". Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества - эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру - сейчас его иногда называют "отцом современного фокуса", т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.
 

Для иллюзионизма весь XIX век прошел под знаком слепого подражания стилю Джузеппе Пинетти. Так, некто Блиц - уроженец Гамбурга, получивший немалое признание в Англии и США, стал известен своим жутковатым трюком - стрельбе по самому себе из настоящего боевого револьвера. Зрелищное, но очень опасное представление, от которого чуть позже, 23 марта 1918 года в Лондоне погибнет известный "маг" Чунг Линг Су (настоящая фамилия этого артиста, умело использовавшего грим для создания своего фирменного "китайского" образа, была Робинсон). Позднее данный трюк был усложнен за счет использования двух пистолетов, стволы которых были направлены в грудь или голову фокусника.




В чем сила, Жан? А сила - она в магии!

В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской "Галереи Валуа" для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один "отец современных фокусов". Роберт-Гудин был и остается единственным в мире фокусником, предотвратившим глобальный международный конфликт одной лишь силой своего искусства.

Дело в том, что к середине XIX века Алжирская колония была на пороге восстания против французской оккупации. По специальному поручению правительства в 1856 году Роберт-Гудин отбыл в Африку, где принял участие в состязании магов, противопоставив местным колдунам свои новейшие трюки с поимкой летящей винтовочной пули и непринужденным подниманием тяжелых сундуков. Это представление так впечатлило доверчивых алжирцев, что целый ряд племен немедленно покинул ряды восстания, которое вскоре потеряло былую актуальность и сошло на нет. Данный случай является единственной и крупнейшей дуэлью магов за всю историю человечества, имеющей реальное подтверждение и решившей судьбы сразу нескольких государств.


Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен - англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс (карточные фокусы), а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс) - эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта.




Гарри Гудини




Гарри Гудини и слон, который "исчез" на глазах у изумлённой публики.




Связанный Гарри Гудини. Его любимый трюк с освобождением из пут.

Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его. Однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.Один из самых популярных фокусников планеты умер в ночь на Хэллоуин 31 октября 1926 года от разрыва аппендикса, вызванного ударом в живот, который с личного разрешения Гудини нанес его поклонник ради того, чтобы проверить его знаменитую способность выдерживать любые силовые воздействия.  (подробнее о нём можно почитать тут: http://gorod.tomsk.ru/index-1252638381.php)




Дэвид Копперфильд

Show must go on!

Вторая мировая война подкинула всему миру целый ворох проблем, принципиально не совместимых с развлечениями. О фокусах попросту забыли - лишь на концертах, устраиваемых в перерывах между боями для развлечения солдат, изредка выступали клоуны с самыми незатейливыми манипулятивными трюками.

В середине века у развлекательного иллюзионизма появился немыслимо могучий соперник - телевидение, свившее себе уютное гнездо в слабой человеческой душе. Похожее уже происходило в конце девятнадцатого века, когда древний мир театра пал перед нашествием немого синематографа. Но к счастью, двусторонний контакт зрителя с артистом до сих пор пользуется немалым спросом. Это удерживает на плаву и театр, и цирк, который принял под свое крыло большинство современных фокусников.

В настоящее время существует около 300 тысяч аппаратных иллюзионных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. Сегодняшние звезды - это Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд, Марвин Берлас и Ланс Бертон. Они и их последователи будут украшать редеющие созвездия немассовой культуры до тех пор, пока не умрет последний человек на Земле. Ведь людям всегда хочется верить, что существует нечто, чего они еще не знают.





Набор для показа фокусов с монетами и картами фирмы "Марвинс Мэджик"

Многие из знаменитых и сбивающих с толку трюков, которые на наших глазах выполняли профессиональные фокусники, основаны на ловкости, умении и многих годах тренировок. Но современные наборы для демонстрации фокусов позволяют достичь такого же сенсационного эффекта легко, причём не только взрослым, но и детям 5 - 6-летнего возраста.
Идейным вдохновителем нового направления в древнем исскустве фокусничества стал Марвин Берлас, знаменитый   британский фокусник. Именно ему  в 1987 году пришла в голову идея разработать профессиональные, но при этом легко выполняемые трюки, которые позволили бы любителям подшутить или удивить проявить себя с новой стороны, почувстовать себя "немного волшебником".
 Так появилась "Магия, доступная для всех". Отныне каждый желающий, за определённую сумму, разумеется, может преобрести реквизит и (что самое главное) СЕКРЕТ для демострации фокусов на работе, дома или в школе. Фокусы превратились в доступное и весёлое хобби, причём хобби совершенно разных возрастных категорий - от взрослых деловых мужчин до детей садовского возраста.




Набор "Магическая шляпа" производства "Марвинс Мэджик" для детей от 4 лет

П.С. В Томске такие наборы купить МОЖНО в пределах от 380 до 2500 рублей за набор в зависимости от наполнения. Но, чтобы пост не сочли рекламным, о подробностях умолчу :)




По теме можно почитать следующие блоги многоуважаемых горожан: 
http://gorod.tomsk.ru/index-1245029186.php - о секретах некоторых фокусов
http://gorod.tomsk.ru/index-1252638381.php - о Гарри Гудини
 



Источник: буклеты из наборов фокусов Марвинс Мэджик, Википедия, фотоЯндекс, http://www.scanword.net/focus/

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

подарок Фокус хобби

 

Комментарии:

Хороший пост. И все таки, как хочется узнать секреты многих фокусов!

Ответить

Ведьмачка

Я за то время, пока занимаюсь фокусами, многие уже и не воспринимаю как что-то "чудесное". Учишься определённым образом соображать - как такое может быть возможно. И сама показывать пару десятков не сложных фокусов умею :)

Ответить

Danilko

Не знаю чьего производства указанные здесь наборы для фокуса. Но есть я думаю ничуть не хуже наборы российского производства
"Магия фокусов с Амаяком Акопяном с видео-курсом". Поддержи отечественного производителя, так сказать! :)
И в Томске их покупают за цену от 620 до 720 рублей. Здесь нужно сравнивать содержимое конечно же.
Кому интересно пишите в ЛС - подскажу где я видел эти наборы по указанной мной цене.

Ответить

Какой процент?

Ответить

Danilko

Процента никакого.
Просто волею судеб связан с детскими игрушками и знаю что по чём.

Ответить

Ведьмачка

тут не только наполнение надо смотреть, но и качество реквизита. К примеру, мы возили как английские наборы Марвинс Мэджик, так и наборы другого производства - Мэджик, Хонки-Понки и прочие. В цене разница - аналоги в два раза дешевле. Но реквизит, если честно - ужас полный. То есть, фокус можно показать, но то что-то заклинит, то что-то вылезет, а через 15 показов реквизиту вообще конец настаёт. Мы нашли несколько фокусов среди гор пластмассового гэ, которые отличались хоть какой-то надёжностью (типа делающих деньги бумажников, колец, спрыгивающих с верёвки, и каскада кубиков - когда из одного большого кубика получается целая куча маленьких). Ими и торговали, а с остальным даже не связывались. Ну вот например, по цене: Каскад кубиков английского производства стоит 500 рублей, а "Хонки-Понки" - 200. Но английский вариант и смотрится дороого, и работает уже 4 года, а по виду - как новый. Китайский срабатывает через раз, и ломается через месяц более-менее активного использования. И выглядит, как.... как пластиковый стаканчик :)
"Акопяновские" фокусы мы не закупали - тогда их ещё в природе не существовало :) Так что ничего сказать не могу. Кстати, проблема этого магазина, который вы, Данилко, рекламируете - продавцы. Продавцы не знают, что в наборах, не могут ничего объяснить покупателю, коробки не открывают, реквизит не показывают, продают коробки "не знаю что, не знаю как, не знаю зачем, лишь бы продать". А с фокусами так нельзя - "Акопяновские" из-за этого очень много клиентов теряют. Я, правда, не жалуюсь - благодаря этому у меня есть клиенты :)))

Ответить

Danilko

А можно по секрету мне сказать, какой магазин я рекламирую? :)
А то я сильно удивлен, как вы могли догадаться где я видел эти фокусы :)

Ответить

Danilko

Сейчас проверил, там где я видел эти фокусы есть описание, что находится внутри. Ну то есть, какие фокусы в каждой коробке.

Ответить

        Ведьмачка

Я рассказываю со слов моих покупателей: приходят в магазин, стоят коробки с Акопяновскими фокусами. На вопрос (резонный) - что внутри? получают пожимание плечами от продавца. Просят вскрыть коробку и посмотреть - получают в ответ, что не положено, мол, покупайте и смотрите сколько вам влезет. Стоять в магазине и читать описание фокусов (которое, кстати сказать, и давать-то до продажи товара категорически нельзя! Ведь весь смысл покупки - в секрете. Покупают не реквизит, а секрет прежде всего) ни один нормальный покупатель не будет.
Честно сказать, сама я Акопяновские фокусы в глаза не видела, ни в продаже, ни в живую, поэтому сразу сказала, что ничего про их качество сказать не могу, говорю только про то, что видела и с чем работаю.
"Рекламируете", наверное, надо было в кавычки взять :)) Одно время фокусы продавались в "Всё для праздника" на Гагарина. но сейчас этот магазин куда-то исчез. Без понятия, где люди теперь находят фокусы в городе. Скажите в ЛС где Вы их видели, будет время - забегу, посмотрю :)

Ответить

Вдоль стойки знакомые лица,
Те же, что и вчера.
Музыка не смолкает,
Огни горят до утра.
Чтоб мы не могли забыться
Средь призрачной суеты,
Несчастные, злые дети,
Боящиеся темноты

Ответить

вот тут смело можно найти секреты многих мировых фокусов
секреты мировых фокусов

Ответить

ВОТ САЙТ magic-class.ru

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.