Регистрация Вход
Город

Сарлык. Экспедиция 2005.

В районе Сарлыка я бывала дважды. Первый раз – в 2005 году, и на следующий год экспедицию провела там же.

В 2005 году мне было в принципе всё равно, в какой район Алтайского среднегорья ехать, но мои друзья-биологи из Новосибирского института систематики и экологии животных (ИСИЭЖ) собирались на Семинский хребет к горе с грубоватым названием Сарлык (2506 м), и я присоединилась к их экспедиции.

В 2006 я решила попробовать свои силы в качестве организатора экспедиции. На первый раз решила не рисковать своей организаторской головой, и съездить в уже известный мне район, то есть, опять к Сарлыку. Правда, я значительно поменяла маршрут, и к Сарлыку мы попали совсем другим путём.

Добиралась до Сарлыка я следующим образом:

На автобусе Томск-Белокуриха до Бийска. Ночёвка в Бийске. На следующий день автобус Бийск-Онгудай (прозванный нами в шутку «Онгудай-экспресс») до д. Топучая в 2005 году (или же до Семинского перевала в 2006)

1. Схема проезда до Сарлыка от Горно-Алтайска. Красным показан Чуйский тракт. Жёлтый цвет - дороги с твёрдым покрытием, зелёный - без покрытия. От Горно-Алтайска до д. Топучей около 140 км.

Про «Онгудай-экспресс» следует рассказать отдельно. До Онгудая ходят симпатичные узкие компактные автобусы корейского производства, рассчитанные на худеньких маленьких корейцев. На русских и алтайских больших женщин, одетых в 33 одёжки, с несколькими сумками, и на туристические рюкзаки эти автобусы точно не рассчитаны. Фишка была в том, что за провоз багажа мы заплатили, но багажного отделения в «Онгудай-экспрессе» не существует, так что мы с нашими рюкзаками натаскались за поездку, поднимая их каждые 15 минут себе на колени, пропуская входящих и выходящих пассажиров. Масса остановок в пути (некоторые из них явно в маршруте не указаны, к примеру, мы заезжали по пути в две деревни, в одной погрузли мешок картошки, в другой выгрузили), полуторачасовое ожидание отправления автобуса в Горно-Алтайске (под озвученную рекламу диктора «Пользуйтесь услугами Горно-Алтайского АТП. Мы быстро и качественно доставим Вас и Ваш багаж по месту назначения!») и большое количество стоячих пассажиров, не способствовали быстрому продвижению по маршруту. Однако, к вечеру нас всё-таки выгрузили в нужной нам точке.

Итак, июнь, 2005 год, окрестности д. Топучей. Вид на гору Сарлык из долины реки Сарлык.

2. Такой я впервые увидела гору Сарлык.

Название горы буквально означает сарлык, то есть як.

Сотовый «умер» в районе села Черга (и слава Богам. В экспедициях сотовый – лишняя вещь, отвлекающая от основной задачи). Стоянку мы организовали на плоском участке берега реки Сарлык.

3. река Сарлык

4. она же.

Ночью почувствовали на себе холодное дыхание гор. С утра потеплело, выпала роса, по склонам вверх стали подниматься облака. Посмотрели высоту над уровнем моря – 1379. Позанимались своими научными изысканиями. К обеду снялись со стоянки, и пошли вдоль русла Сарлыка по просёлочной дороге. Вокруг красота – лиственничные леса сменяются полянами оранжевого цвета – цветут «огоньки» (купальница азиатская), поляны сменяются березняками, а березняки – мрачными еловыми лесами.

От обилия ландшафтов у меня уже через час голова пошла кругом – с трудом успеваю заносить высотные отметки их границ.

Через час вышли к ручью, впадающему в Сарлык.

6. Ручей

Миша пошёл вылавливать бентос и махать «орудием отлова» (то есть, сачком в простонародье), поскольку в зону его научного интереса входили всякие приводные и водные насекомые. Остальные участники экспедиции тем временем расслаблялись и облегчали рюкзаки путём перемещения продуктов питания из рюкзаков в желудки.

Примерно в этом же районе появились первые кедры – предвестники довольно обширного кедрового пояса вокруг Сарлыка, который в осенний период привлекает толпы шишкобоев со всех окрестностей.

Обед пришлось свернуть, поскольку начал накрапывать дождик, и мы решили продолжить свой путь.

7. река Сарлык близ брода

8. "Стоящая на ногах" лиственница.

9. Близ брода

Через час вышли к броду через р. Сарлык. Брод через Сарлык вполне доступен любому УАЗику, даже «паркетный» джип в июле-августе тут не утонет. Вокруг пихтовые леса с мхом в подстилке и на ветвях. Мхи и лишайники тут везде и самые разнообразные – серые, зелёные, коричневые, лохматые, мягкие... Наличие определённых видов лишайника на пихтах свидетельствует об исключительной чистоте воздуха.

Перебираться через реку Сарлык мы не стали, решили подниматься дальше по её правому берегу. Ветер усилился, неожиданно из-за массива горы Сарлык наползла огромная серая туча, начался противный мелкий дождь.

На часах 17:30, высота 1763 м. Встали в каком-то болоте, посреди бескрайнего лиственнично-пихтового леса. Трава в рост человека, кругом кусты зелёной ещё жимолости, и кочки, кочки везде (посреди палатки, как выяснилось ночью, одна кочка была аккурат посередине). Только там я осознала, что вышли из Онгудай-экспресса мы в деревне с говорящим названием ТОПУЧАЯ.

10. Вид на нашу стоянку в "болоте". Лагерь спрятался за кустами жимолости.

За вечер погода сменилась кардинально раз  десять - то солнышко, то полная облачность. Осадки в виде мороси, минут десять был ливень, а в 9 вечера вообще гроза со всеми атрибутами – гром, молния, ливень и крупный град. Спокойно занимались своей научной работой, устали, легли в палатке в ожидании, когда солнышко высушит траву. Миша, собирая бентос в реке Сарлык, измерил температуру воды +5° С. Ветер постоянный, холодный, сильный. Тянет со снежников на склоне Сарлыка. Заметно похолодало. Сидим, обсуждаем мировую политику, наличие в этих местах медведей и способы их отпугивания =)

11. Мрачновато... Я всерьёз опасалась медведей. Как оказалось - совершенно напрасно. Медведи в этих местах уже не водятся.

Весь следующий день мы провели на том же самом месте – дождь лил почти постоянно, а нам не хотелось замочить палатку при сворачивании лагеря. Температура ниже +10. Если бы не работа – с тоски бы умерли.

На следующий день поймали мы свои пару часов без дождя, упаковались и пошли дальше вдоль реки Сарлык. Болота через сотню метров подъёма сменились кедрачами со следами шишкобойных биваков и кучами (я бы сказала горами – до 1,5 метров в высоту и окружностью 10-15 метров!) шелухи от шишек. Что тут бурундуки кушают зимой мне совершенно непонятно…

До стоянок шишкобоев идёт дорога, по которой в хорошую погоду сложно, но можно доехать на УАЗике или ГАЗ 66.

12. Так выглядит дорога в рай =)

Выше уже тропа.

13.

14. река Сарлык

15. Цветёт Марьин корень - прабабушка пиона

Выше 1800 м начались промежутки крупных курумов  (каменные «реки» - участки склонов, по которым скатываются и накапливаются обломки скал). Камни в курумах на Сарлыке крупные, 2 на 2 метра, почти все правильной формы – параллелепипеды.

16. Курум

17. На этом фото размер камней становится очевидным

Вскоре появились целые поля ерников – зарослей карликовых берёзок, высотой метра полтора, и можжевельник.

18. Можжевельник (возраст этой веточки по нашим прикидкам - около 40 лет) и анютины глазки

За три часа неспешного, с многочисленными остановками и замерами, подъёма, мы оказались на высоте 1980 метров, где нашли удобную площадку для лагеря в кедраче.

19. Обратите внимание на конструкцию палатки - трёхдуговая, весьма удобная, поскольку самым высоким местом в палатке является вход. Если кто-нибудь знает, где продаются подобные - скажите, буду благодарна. Я таких палаток в магазинах Томска не встречала.

Справа лагерь ограничивает река Сарлык, превратившаяся в каскад маленьких водопадов.

20. Такой вид отрывался нам каждое погожее утро при утренних водных процедурах. Река Сарлык.

21. Сарлык

22. Он же

Слева ерник и болотистая местность, по которой течёт небольшой ручей.

23. Справа на переднем плане - ерник (в данном случае - заросли карликовой ивы)

24.

25. Полярный мак

26. Родник

Похолодало очень заметно. Снежники в 70 – 100 м выше, плюс река Сарлык ледяная (1,8° С по Мишиным данным), от неё тянет холодом и влагой.

Утро не задалось – пасмурно, туман, морось, переходящая в ливень. Сидели в палатке до половины десятого утра. На Сарлыке туча, поэтому никуда не двигаемся. Но весь день сидеть в палатке мы не стали, разбрелись по делам, а около 4 часов дня я с Михаилом Александровичем пошла «на разведку» тропы к вершине горы Сарлык. Через полтора часа мы в тумане (облаке) добрались до верхнего плато горы, но на геодезический знак выйти не смогли – видимость в облаке не превышала 8 метров, к тому же мы боялись потерять направление на лагерь.

28. Водопад на Сарлыке

29. Лиственница на высоте 2300, сама не выше 40 сантиметров, хотя это дерево обладает солидным возрастом.

30. Всегда в детстве мечтала побывать в облаке =)) в студенческих горных походах тяга к пребыванию в облаках у меня заметно уменьшилась =) На фото - вершина горы Сарлык. В этом тумане мы не смогли найти геодезический знак.

31. Незабудка в зарослях лишайника ягель. Высота 2500. Жёлтые и коричневые пятна на камнях - это тоже лишайник. Вообще на этом снимке 4 вида лишайника, один вид мха (кукушкин лён). Ах да, ещё на фото имеются замёрзшие пальцы! =))

Когда на спуске мы вышли из облака, оказалось что чутьё Михаила Александровича не подвело – мы сбились с пути буквально на пару сотен метров. Путь был не труден, если бы не «живые» камни под ногами, к тому же обильно политые водой.

32. Это я уже в на подходе к нашему лагерю после "разведки тропы". Отмылись тут, и немного отдохнули. Кусты позади меня - цветущая жимолость. А что за растение прямо передо мной - я не знаю. Просветите, ботаники!

В пол седьмого вернулись в лагерь с дрожащими от нагрузки коленками =) Сергей Борисович поил нас чаем со смородиновым листом и сахаром  =)

На следующий день утром разъяснилось. Сходили на снежники, не знаю зачем… Для общего развития, наверное =)

33. Снежник, дающий начало реке Сарлык. Так выглядет исток. Река Сарлык впадает в реку Сема, которая является притоком Катуни. Катунь, сливаясь с Бией образует Обь. Так что вода из этого снежника протекает мимо моей Малой Родины в Томской области. =)

На обратном пути встретили двух юных алтайцев с собакой и мешком – явно на травосбор отправились. Выше нашего лагеря начинаются альпийские луга с необычайным разнообразием трав, половина из которых отличается целебными свойствами. Травосбор позволяет зарабатывать местному населению копеечку в свои семейные бюджеты. Ребята не сказали, зачем идут в горы, да оно и так понятно – их привлекают заросли золотого и маральего корня на перевале. Сейчас как раз пора их собирать. Золотой корень находится под охраной Красной книги, так что от прополки лично мы отказались (не думаю, что алтайские мальчишки знают, что сбор этого растения ограничен). А вот с маральим корнем всё проще – так что по паре корешков и по десятку соцветий даже мы в рюкзаки себе упаковали.

На следующий день погода никак не могла определиться – то ли испортиться, то ли наладиться. После обеда все ушли на Сарлык, меня оставив дежурить, то есть охранять лагерь от бурундуков. Бурундуки тут ужасно наглые, прут всё, что плохо лежит, залезают в рюкзаки, научились открывать котелок и кушать из него походную кашу. Хуже всего то, что они довольно метко умеют кидаться шишками – метят прямо в нас, мартышки полосатые. А утром от них вообще спасения нет – каждое утро у них начинается с зарядки, которая почему-то проводится прямо на нашей палатке, сопровождается воинственными криками и шумом драки. С такими соседями точно не соскучишься.

Вернувшаяся группа рассказала, что они нашли-таки геодезическую вышку на Сарлыке. Но ещё больший восторг у них вызвал вид на долину за Сарлыком. Слушая их рассказы об отвесных скалах, о шуме водопадов, о ледяных озёрах я исходила чёрной завистью. Как оказалось – совершенно напрасно...

Продолжение следует...

Источник: личный архив. Фотографии М.А. Бекетова, С.Б. Иванова, Е. С. Сапьян (Ведьмачка)

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Алтай Сарлык Семинский хребет туризм

Юлия

красотень-то какая...обожаю Алтай!!! +

Красотень-то красотень, но вот низа какие коврижки бы не пошла:)))))))))))Сыро, мокро, холодно! И что Вас туда несет?

Ведьмачка

После возвращения "оттуда" потом неделями мучаюсь вопросом - зачем я возвращаюсь опять в город??? Воняет, шумно, гадко, люди, хамы, рутина, серость...

Так там жить надо.Толь ко по-меньше людей

Mus musculus

Это правда, после леса в городе так шумно. Там все чувства обостряются, начинаешь различать вкус воды. А в городе снова затупляются.

Совершенно верно.
С другой стороны, вкусовые ощущения в горах резко изменяются. К примеру, мы брали с собой бутылочку кетчупа "Чили", и всё время не переставали ругать производителей этого продукта, поскольку кетчуп оказался совершенно не острый.
Но когда я дома густо намазала кусок хлеба (по алтайской привычке) остатками того самого кетчупа, если честно, у меня даже слезу прошибло =)) Кетчуп действительно был острым =))

atlakatl

Зачем бурундукам умение кидаться шишками? Это охота, самооборона или хобби?

Ведьмачка

Да, я тоже склоняюсь, что это у них хобби такое =) Любознательные и весёлые животные =)

putnik-ost

Нет. Не хобби. Физкультура у них такая. А ещё нахватать в щёки огромное количество каши, голова раздувается вдвое от переполняющего её смысла.

Muzeyka

Они (бурундуки) страшно общественные. Если нет своих собратьев, так с вами поиграют, ну, или потырят... (что там плохо лежит!) Спасибо. Не думала, что карта вызовет у меня приступ ностальгии. Так вызвала же! А ведь когда уходили думала - никогда, ни за что...

Алтай удивительно красивый!
Спасибо за замечательные фотографии и интересный рассказ :)

El-Capitano

Кстати, там где у вас написано полярный мак - это на самом деле аквилегия железистая - полярный мак - он желтый, иногда оранжевый! А так - все красиво! Спасибо! Привет Сереже от меня, кстати! Мир тесен, блин.

Ведьмачка

ОК. Передам. Сама давно с ним не связывалась =) Надо хоть ссылку на блоги послать, пусть тоже поностальгирует =)
Про полярный мак... гм, а я наивно полагала, что полярные маки бывают трёх цветов. Оранжевые и жёлтые там тоже были.

Mus musculus

Травка, за которой пряталась Ведьмачка, - чемерица Лобеля Veratrum lobelianum, сем. лилейные,ядовитая, лекарственная. От вшей ее пользуют.

El-Capitano

И от надоевших мужей, кстати

Mus musculus

Катерина, выглядишь шикарно! (ничо, что на ты?) И за кустом чемерицы, и на фоне снега. Мечта геолога и туриста - стройная светлая девочка с рюкзаком и улыбкой. Досталось же кому-то такое счастье... :-))

Ведьмачка

Да-да, именно по этой причине (светлости и стройности) Сазон отказывается брать меня с собой на Памиро-Алай =)))
Спасибо за комплимент ;)
За разъяснения с чемерицей гран мерси. Теперь я это название запомню и буду всех поражать своими познаниями в ботанике и способах уничтожения вшей =)

Mus musculus

Систематику высших растений забыть невозможно (как сначала невозможно запомнить:-). А вот во мхах и лишайников я тупица, хотя фанатею от их вида. Окажись я в такой глуши и тиши, я бы весь патапарат макро-фотками ихними заполнила.

могу взять на камчатку :)

Ведьмачка

Если поедете в августе - тогда подумаю. Очень уж хочется там побывать... Будете группу собирать - напишите в личку, кто, что, чего, как и сколько =))
Хотя Вы там, как истинный альпинист, видимо, будете делать по 40 километров в день, лазить по отвесным стенкам, покорять вершины вулканов... А это всё с моей горной философией несколько расходится =)))

эта... у альпинистов не модно уже "покорять". сейчас говорят "взошел" или "гора позволила взойти".

Ведьмачка

Это очень правильная мода. Мне всегда казалось по меньшей мере глупым выражение "я покорил вершину" =))
Жду от Вас письма в личку, когда определитесь по срокам поездки и маршруту.

Бабуся

У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил ее своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж, придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил для не замок высоко в горах.
*** Одиноко жила красавица Катынг в своем прекрасном неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетевшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях.
**** Ветры, пролетавшие миом гордо стоявшего в своем одиночестве замка шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком.
****
И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточнения и встретиться с долгожданной любовью.
*** Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.
**** Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг, которая ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырхан. Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.
**** Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое - реку Обь.
**** С тех пор эти влюбленные неразлучны.
*** А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни.
*** Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай,
Сарлык
и Бабырхан,
который стал последней горой Северного Алтая.:))))
**** И это правда!

Ведьмачка

Спасибо, Бабуся. Тебя очень не хватало на городе...

Кстати, этимологически слово Катунь связывают с алтайским словом "кадын" - "хозяйка, госпожа", или с древнетюркским "кадын" - "женщина", или с индо-европейским "Кати(ть)" - "катящая, перекатывающая".

Бабуся

А я то как соскучилась!:)))

бывал в тех местах.....опять бы туда...все тягости-ерунда!!!

Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.