Регистрация Вход
Город

Алтай. Семинский перевал - Сарлык. Экспедиция 2006.

Алтайская экспедиция 2006 года была для меня знаковой - это был мой первый полевой выезд, который я сама организовала от начала и до конца. Хотелось, чтобы всё прошло "на уровне", или хотя бы без особых сбоев, чтобы ряды данных были пополнены новыми цифрами, а в дневниках экспедиции обозначились новые сведения.

Чтобы не особенно рисковать головами и конечностями моих подопечных, каждый из которых горы видел только на картинках, я решила отвезти их в знакомый мне район горы Сарлык. (схему проезда от Горно-Алтайска до д. Топучая смотри здесь: http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/index-1296099361.php)  Но плох тот турист, который дважды проходит по одной и той же дороге, так что маршрут я построила следующим образом:
             от Томска до Бийска знакомым автобусом Бийск-Белокуриха.
             ночёвка в Бийске
             на следующее утро автобус Бийск - Онгудай (до остановки Семинский перевал, что в 240 км от Бийска).
"Онгудай-экспресс" за год, прошедший с прошлого лета, совершенно не изменился, так что после того, как водитель в Горно-Алтайске объявил нам о стоянке "около 40 минут", мы смело пошли гулять по городу, разыскивая книжный магазин, в котором можно купить хорошую физико-географическую карту Горного Алтая. Кое-как покончив с этим делом, мы вернулись на автовокзал. Онгудай-экспресс даже ещё и не появился...

1. Сарлык. Вид с Чуйского тракта

К вечеру мы всё-таки добрались до Семинского перевала, который является высшей точкой Чуйского тракта - 1717 м над у.м.

Топосхема района Семинский перевал-Сарлык. Фиолетовым цветом показан путь экспедиции 2005 года, розовым - 2006 года. Пунктирные линии - радиальные походы. Домики - места ночёвок.

Справа возвышается гора Вершина Тияхты с примкнувшим к ней учебно-тренировочным центром (горно-лыжная, биатлонная база, лыже-роллерная трасса) , слева - кедрач, сувенирный магазин в виде юрты, стелла в озноменование 200-летия  присоединения Алтая к России и дорога, широкой дугой уходящая к горе Сарлык.

2. Вершина Тияхты. Виднеются строения УТЦ "Семинский перевал"

Особенно рассматривать пейзажи нам было некогда -  приближались сумерки, и мы нырнули под сень вековых кедров, разыскивать место для ночёвки.

Тут я сделаю некоторое лирическое отступление. Ещё на этапе организации этой экспедиции я столкнулась с массой заявлений, мол, в августе ехать в район Сарлыка нельзя - там нет воды! Мол, бывали там в августе, наматывали километры в поисках источника драгоценной влаги, найти никак не могли. В моей блондинистой голове эта информация никак не желала укладываться. По всем моим воспоминаниям, воды в районе Сарлыка просто залейся и запейся, главное, найти хоть какую-нибудь ложбинку.

Внимательно осмотрев топокарту, мы двинулись к ближайшей из таких ложбин стока. Каждый пёр по полторашке с водой из крана, которые мы наполнили ещё в Бийске.  По пути нам открылась нелицеприятная картина бурной антропогенной деятельности человека на Семинском перевале (который является, кстати, памятником природы государственного значения, если кто не знал!) - огромное мусорное поле. Мусор навален кучами возле лохматых старых кедров, иголки которых пожелтели, а где-то уже осыпались.
Проскочили это место поскорее, зажав носы и прикрыв глаза. Кедры, пытающиеся выжить на этой свалке мне было жаль, как старых людей, которым злым роком назначено остатки своих дней провести в нищите и грязи, хотя они всей своей рабочей  жизнью заслужили почёт,  уважение и спокойствие...

3. Кедр. Семинский перевал

До ложбины добрались буквально минут через 20, начали спуск, внимательно осматриваясь и прислушиваясь. Вскоре мы услышали то, что очень хотели услышать - тихий плеск воды. Вот и родник! Тут мы и заночевали, предварительно вылив из полторашек воду (пустые бутылки мы так и протаскали с собой по всему маршруту).

4. Место нашей первой стоянки. Окрестности Семинского перевала.

На следующее утро погода не баловала - облако сидело на массиве Сарлыка, цеплялось своими влажными лапами за Вершину Тияхты. Позавтракали, поработали. Мне необходимо было побывать на УТЦ "Семинский перевал", куда мы с Максом и отправились вдвоём, укутавшись в куртки и дождевики.

5. Стелла в озноменование 200-летия присоединения Алтая к России 1956 года выпуска. (фото взяла из внешнего интернета. Моё уж больно мрачное - дождик, тучи...)

Про то, что на Семинском перевале имеется отличный горно-лыжный комплекс в Томске знают далеко не все. Томичи-горнолыжники предпочитают более близкую к нам Горную Шорию. Но если кому-то вдруг надоело ездить в Шерегеш - съездите для разнообразия на Семинский перевал. Зимние температуры здесь весьма демократичные (в среднем -15 в январе), сезон длится дольше, чем в Шерегеше (до конца апреля), а цены на проживание ниже. Ко всему прочему, сотрудники баз  проводят многочисленные экскурсии на снегоходах, лошадях, лыжах. Зимой там есть на что посмотреть. Не показывать же друзьям десятую фотографию вида с горы Церковка =)))
Изначально УТЦ отрывали  для тренировок спортсменов олимпийской сборной СССР в условиях среднегорья. Основное направление подготовки - биатлон. В летнее время действуют живописные лыжероллерные трассы.

6. Подъёмник на Вершину Тияхты. Один из двух на территории УТЦ.

Сейчас на склонах Вершины Тияхты прорублены просеки в кедрачах , которые в зимнее время превращаются в отличные горнолыжные спуски различных уровней сложности.

7. С начала ноября по конец апреля на месте этой "дороги" будет один из горнолыжных спусков.

С Вершины Тияхты открываеся потрясающая понарама алтайского синегорья, вид на оз. Теньгинское, на массив Сарлык, на Семинский перевал.

8. Вид на Сарлык и сгоревшие во время пожара 2003 года кедры. Вершина Тияхты

9. На Вершине Тияхты. Гектары сгоревшего леса.

10. Вид на Сарлык и Семинский перевал. Семинский перевал носил название "Дьял Менку" - "Ледяная грива (гора)" (в Интеренете почему-то переводят как "Вечная грива". Может быть, мои познания в алтайском не идеальны, но "мо(ё)нку"  - это "ледник"). Современное его название происходит от алтайского "себи" - "крепость". Долгое время, до 30-х годов 20 века, перевал был труднодоступен из-за глубоких снегов зимой и болот в остальные сезоны года.

Сейчас виды с Вершины Тияхты омрачены сволами сгоревших во время пожара весной 2003 года кедров. Пожар начался из-за удара молнии. Чудом уцелели постройки. Не скоро теперь мы увидим обновлённый зелёный наряд склонов Тияхты.

Побегав по территории базы, поговорив с нужными людьми, сфотографировав всё, что мне было нужно, мы с Максом взобрались на Вершину Тияхты (1899 м), осмотрели подъёмники и ландшафты, посмотрели в сторону Сарлыка, к которому убегала, взбираясь по гигантским ступенькам просёлочная дорога.

11. Так выглядит биатлонное стрельбище летом. Странноватое зрелище =) Обратите внимание на кедры - они все покрыты лишайником. Воздух на территории базы удивительно чистый и бодрящий, насыщенный кислородом.

К обеду мы уже были в нашем лагере. Дождь временами прекращался. В один из таких промежутков без дождя  мы решили сняться с места, и двинуться в сторону Сарлыка.
Я посмотрела на карту, прикинула, что до долины реки Алморлю нам топать примерно часа 2, не больше, и мы двинулись в путь.
Принимая это решение я не учла три вещи:
1. Неготовность наших разнеженных городских организмов к перетаскиванию тяжёлых, неподъеденных пока что рюкзаков.
2. Некоторую усталось, полученную мною и Максом во время прогулки на Вершину Тияхты.
3. Расстояние до долины Алморлю было не 6 (как я почему-то посчитала), а все 12 км, всё время в гору.

ДАМЫ И ГОСПОДА  - НЕ БЕРИТЕ СЕБЕ В ГИДЫ БЛОНДИНОК!  =))

Дождик снова припустил, мы тащились по раскисшей дороге, уныло взбираясь в очередной подъём, и оглядывая километры пенеплена до следующего резкого подъёма.

12. Взгляд назад, на Вершину Тияхты. Дождик пока что не начался, но скоро польёт.. Куда же на Алтае без дождика? =)

Прошли мимо развалин военной базы, в поисках спасения от пронизывающего ветра прятались за немногочисленные скалы, и тащились дальше, поскольку понимали, что остановиться на ночь здесь, посреди очередного пенеплена - это значит, получить массу неприятных ощущений. К тому же воды тут нигде не наблюдалось - ни родников, ни ручьёв (я вспомнила все рассказы про эту проблему, которые наслушалась ещё в Томске). Только лужи в колее дороги.

13. Очередной пенеплен...

Начало темнеть. Мимо нас проехал УАЗ и скрылся за перевалом. Измученные, с мозолями, с ноющими плечами и спинами, замёрзшие и мокрые мы, наконец, оказались в долгожданной долине Алморлю. Но до самой реки ещё спускаться и спускаться! Тащились в полном отупении, пока справа не услышали плеск воды. Маленький ручей, и в паре десятков метров от него - несколько кедров. К ним мы и рванули.
Палатки ставили почти в полной темноте, буквально на ощупь.
Так я познала цену одной маааленькой ошибки в расчётах, при работе с топокартой. Впредь я никогда таких глупостей не совершала. Говоря туристическим языком, прививка от топографического кретинизма была поставлена =)

Следующее утро было весьма приятным - выглянуло солнце, мы вышли из палаток и сообразили, что место для ночёвки мы выбрали довольно странное - вокруг лежали обглоданные кости баранов и рваные курдюки. Внизу, в долине, позванивали колокольчиками коровы и мелкий рогатый скот. Убирая одну из палаток мы долго смеялись - её ночью поставили на два отдельных каменных валуна, между которыми находилось изрядное пустое пространство на уровне ...эммм... филейной части спящих. Но обитатели этой палатки не помнили, что ночью они испытывали какие-то неудобства. Это ж надо было так устать!
Из-за мозолей и натруженных плеч решили в этот день лагерь не переносить. Днём занимались работой, гуляли по окрестностям, развлекались, перенесли на новое, более ровное место палатку, а так же уничтожали запасы съестного из рюкзаков. Бросали тревожные взгляды на громаду Сарлыка, залитого солнечным светом

14. Сарлык. Вид из долины р. Алморлю.

15. Где ещё можно собирать шишки, как ягоду, на уровне человечского роста?

Вечер ознаменовался одним происшествием. Мы с Натальей уже при свете фонариков полезли в нашу палатку, и обнаружили в ней целый террариум с разнообразными насекомыми. Вот куда надо энтомологов приглашать! Тут были жуки-щелкуны, жуки-долгоносики, разнообразные пауки (коих я боюсь до паники), мушки, и ещё всякая нечисть. Но самое жуткое - в палатке бегала с ужасающей скоростью здоровая сороконожка весьма ядовитого вида. Мы с Натальей принялись выдирать из блокнота листочки, вылавливать на них насекомых и вышвыривать их за пределы палатки. Смеялись и визжали мы с ней совершенно как ненормальные, до сих пор стыдно вспоминать.
Утром у нас поинтересовались, что за вопли были ночью в нашей палатке, и почему вокруг неё раскиданы бумажные листочки... =)))  Пришлось объясняться...

16. Долина Алморлю

16а. Долина Алморлю

На следующий день мы собрали лагерь, и пошли вниз, к броду через реку Алморлю, спрятавшуюся в кедраче. Перейти реку оказалось делом не сложным, брод доступен, пожалуй, даже Жигулям.
После брода мы немного прошли вверх по течению Алморлю, стараясь избегать встреч с коровами, отдыхающими по берегам реки. Выбрали подходящее место для подъёма на Сарлык, и пошли вверх по склону.
Через час мы уже были на высоте 2000 м, на которой выбрали удобную стоянку на берегу безымянного, потрясающе красивого ручья (мы его стали между собой называть Сарлычком).
Это место мы оборудовали как долговременную базу, поскольку решили остаться здесь на несколько дней, а все интересующие нас объекты посещать налегке, используя схему радиальных выходов.

17. Альпийские луга. Окрестности Сарлыка.

На следующий день погода радовала, бурундуки подняли нас рано утром, позволили сделать пару забавных снимков. Эта популяция швыряться шишками не умела, но вот обследовать наши рюкзаки у них получалось мастерски. Уходя в радиальные походы мы вынуждены были очень качественно прятать  рюкзаки, стараясь не оставлять зверькам шансов на изучение их содержимого.

18. Один из наших соседей

Первый из наших радиальных походов был посвящён восхождению на Сарлык. Мы поднялись в верховья Сарлычка по обширному альпийскому поясу. Здесь произрастают множество цветковых, хоть и в меньшем разнообразии, чем в долине Сарлыка (видимо,  сказывается выпас скота)

19. Маралий корень

20. Золотой корень (родиола розовая)

На подходе к вершине мы услышали раскаты грома - сзади, с Семинского перевала, на нас надвигалась грозовая туча. Вообще-то довольно странное ощущение, видеть грозовое облако на урове глаз. Мы ускорились - не хотелось попасть в грозу прямо на вершине Сарлыка. Нашей удачи хватило на то, чтобы сфотографировать геодезический знак. Прятались от ливня мы под нависающей скалой с отличным видом на Туюкские озёра, которые находятся в каре Сарлыка.

21. Геодезическая вышка на Сарлыке

22. На вершине Сарлыка, у Геодезической вышки собраны десятки "дольменов" (как эти сооружения правильно называть, к своему стыду, не знаю). Некоторые из них ни к чему не привязаны, другие служат ориентирами для местных гидов в условиях плохой видимости

Изрядно промокшие, и испуганные (ладно, не буду обобщать - испуганной была я, в красках представлявшая, что произойдёт, если молния попадёт в вершину Сарлыка) мы перекусили и отдохнули. Гроза через пол часа выдохлась, ушла за Сарлык, выглянуло солнце. Над озёрами встала двойная радуга. Мы радовались, как дети =)

23. Радуга над Туюкскими  озёрами

24. Снежников в августе на Сарлыке очень мало. В озёрах льда не наблюдается. Если присмотреться к склонам, видно небольшие размытые пятна - это туман поднимается после дождя вверх. Спустя некоторое время он собирается в большие белые облака (как на заднем плане фотографии). Круговорот воды в природе в режиме он-лайн =)

25. Сарлык

26. Туюкские озёра в августе.

27. Они же

На обратном пути сделали большой крюк в сторону долины реки Сарлык.
На подходах к нашей стоянке увидели пищуху. Но этот зверёк не соглашался с нами общаться, спрятался среди камней. Вернулись к лагерю уже под вечер. В этот вечер мы выпили 4 котелка чая (при обычной норме - 2 котелка) - долго обсуждали увиденное днём, и рассуждали, сможем ли мы завтра спуститься к одному из озёр - крайнему юго-восточному из группы Туюкских озёр.

Утро опять порадовало. Мы уже стали привыкать к солнечным дням, хорошо загорели. Помылись, позавтракали, свернули лагерь в рюкзаки, спрятали рюкзаки от людей и бурундуков, и отправились траверсом вокруг Сарлыка на его юго-восточный край.

Путь был не трудным - мы шли по разветвляющейся сети троп, проложенных тучными стадами домашних животных. Лишь иногда приходилось перебираться через курумы или болотистые участки долин ручьёв.  В основном мы держались чуть выше границы леса.

28. Бадан. Из его листьев третьего года (чёрные и сморщенные)  очень хороший чай получается.

Вдалеке видели объект экскурсионного интереса - Ласточкино гнездо, живописную скалу, которую посещают экскурсанты с Семинского перевала. Мы отвлекаться от намеченой цели не стали.

29. Кажется, что лес...

30. А на самом деле - кусты =) На переднем плане - заросли карликовой берёзки.

На озеро мы так и не вышли - от него нас отделяло  огромное поле курума в сочетании с болотом, и мы решили выйти сначала к кару, посмотреть, как высоко относительно озера мы находимся.

31. "Дольмен".

Часа в три мы наконец-то добрались до обрыва, и увидели, что до озера ещё идти и идти. Получилось, что мы за два часа пути преодолели едва ли 6 километров по прямой, поскольку вынуждены были постоянно петлять и обходить препятствия. Посовещавшись, решили, что к озеру не пойдём, поскольку рискуем не успеть вернуться к лагерю по светлому.

32. Аквилегия железистая на склоне Сарлыка

Около озера в лесу просматривалась небольшая избушка. Позже, уже в Онгудай-экспрессе нам местные жители рассказали, что в ней проживает женщина со своей дочерью. На правдивость этих сведений не претендую, как говориться "за что купила, за то и продаю", однако тогда меня впечатлил этот рассказ об изолированной жизни на берегу горного озера.

33. Озёра, к которым мы так и не спустились.  К сожалению, в моих архивах не сохранились фотографии этих озёр без моей усталой физиономии...

Возвращались к лагерю в предзакатных лучах. Долина Алморлю казалась уютной и прекрасной.
Ночью пошёл дождь. Утром мы выбрали два часа без осадков, свернули палатки, и пошли к перевалу, разделющему долину Алморлю и долину Сарлыка.  Перевал лежит выше границы леса, ветер срывал полиэтиллен с рюкзаков. Наверное, Сарлык не хотел нас отпускать.

34. Перевал между долинами  рек Алморлю и Сарлык. Впереди - светлое будущее, которое ждёт нас на подходах к д. Топучей.

35. "Профессиональная" экипировка =)) На перевале.

Дальше началась вообще мистика: по перевалу идёт дорога - колея, которая по силам УАЗику в хорошую погоду. Потом эта колея разветвляется, соединяется, теряется в прошлогодних колеях... и вообще исчезает. Мы рассчитывали, что по этой дороге выйдем к броду через реку Сарлык, но дорога, исчезнув, никак не желала находиться. Торчать на перевале не хотелось, так что мы двинули вниз, по долине безымянной речушки, надеясь, что дорога когда-нибудь отыщется сама.
Идти пришлось лесом, который постепенно превратился в болото, где бежали сотни маленьких ручейков. Вековые лиственницы и пихты, мох и лишайник повсюду, бесконечные тупики в виде водотоков или кустов жимолости... В таких условиях Андрей сместил меня с поста руководителя и первопроходца, и решил побывать в шкуре Сусанина. Под его руководством мы три часа пробирались по лабиринту, выстроенному самой природой. Примерно каждые пол часа мы предпринимали попытки найти исчезнувшую дорогу - поднимались выше по склону, спускались ниже - безрезультатно.

36. Когда выглядывало солнце и переставал капать дождь лес преображался. Но не становился при этом более удобным для передвижения.

Макс пообещал купить Андрею на день рождения мачете. И действительно, этого орудия труда нам тогда сильно не хватало, особенно когда продирались с рюкзаками сквозь кусты. Думаю, после этого перехода можно смело ехать в Амазонскую сельву. Не думаю, что там  трудне передвигаться.
Выбившись из сил, буквально падая на рюкзаки, мы учуяли запах резины и железа. Как звери, по запаху вышли на невесть откуда взявшуюся дорогу... Почувствовали сразу две вещи - счастье от того, что больше не придётся идти сквозь девственный лес, и огорчение, поскольку если бы мы изначально попали на дорогу, многих мучений можно было бы избежать.
С другой стороны, столько забавных воспоминаний у нас осталось в памяти из этого перехода =) Если бы мы шли по дороге, мы бы точно не узнали, почему Семинский перевал называется "крепостью". Думаю, с приличным грузом, лошадьми и повозками тут делать просто нечего. К тому же нам повезло с сезоном похода - даже в июне воды в лесу должно быть значительно больше. Наверное, пройти там можно было бы только в болотниках.

Брод обнаружился через  20 минут пути по дорожной колее. Мелкий, чистый Сарлык каким-то препятствием для нас не стал. Выглянуло солнце и мы с удовольствием перешли ледяную речку.

37. река Сарлык.

После брода остановились перекусить. Мы находились в пути практически весь день, до захода солнца оставалось два часа. Решили, что сделаем последний рывок.
Шли быстро, по знакомому мне с прошлого года просёлку, петляющему между сенокосов, отрогов гор, пихтовых лесов и березняков.
В сумерках встали лагерем на берегу Сарлыка. Палатки не поставили,  боялись, что утром долго провозимся со сбором лагеря, а нам надо было успеть сесть на Онгудай-экспресс, который мимо Топучей проезжает около 7 утра.
Ночью накрапывал дождик, мы прятались под полиэтиленом. Дров в окрестностях не было, поскольку это место весьма популярно у местных жителей в качестве "площадки для пикника". Помню, как попалось нам одно полено, прозванное нами "карельской берёзой" - мало того, что эта деревяшка сама гореть не хотела, так ещё и костёр, как только она оказывалась в огне, гас и не желал разжигаться снова до тех пор, пока злостная "карельская берёза" не убиралась из костровища.
Долго делили последнюю банку сгущёнки, пока Наталья не своровала её и не съела в тихушку. В общем, процесс одичания был завершён успешно.
Утром бросили последний взгляд на Сарлык, и ушли в цивилизацию.

38. Рассвет. Чуйский тракт у д. Топучая.

П.С. В Новосибирске на автовокзале мы ждали автобус на Томск. Лил сильный дождь, козырьков не имелось. Мы мокли, а репродуктор говорил: "Внимание, отъезжающие до Томска! Автобус на 13 часов задерживается! Ожидайте."
Через час мокрого ожидания: "Внимание, отъезжающие до Томска на 13 часов! Посадка производится в автобус номер 666" =))) Мы смеялись всю дорогу до Томска.

П.П.С. Про Семинский пеервал можно почитать ещё в этом замечательном блоге: http://gorod.tomsk.ru/index-1286369340.php