Регистрация Вход
Город
TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Алтай. Первомай.

В Сибири проживает гораздо больше белых медведей, чем это представляется учёным. Например, примерно 80% жителей города Томска можно смело отнести к белым медведям. Добрых девять месяцев в году жители нашего города имеют бледно-белый цвет кожи,  с приходом короткого сибирского лета две недели успевают пощеголять ярко-красным брачным цветом лица и некоторых участков тела,  затем они сбрасывают кожу и постепенно бледнеют до привычного белого цвета.

Те 20% жителей Томска, которых к белым медведям отнести никак нельзя, обладают возможностями поддерживать круглый год бурую окраску посредством посещения солярия или мигрируя несколько раз в год в Таиланд.

Честно сказать, ощущать себя белым медведем не так круто, как это себе представляют испанские донны и итальянские сеньориты. Именно поэтому я, получив где-то пару недель тому назад график первомайских праздников, поддержала идею моего брата скататься на Алтай. Алтай - Первомай! Отличное сочетание!

Но чем ближе подступал Первомай, тем больше сомнений находилось у предполагаемых участников путешествия - один заболел, другой заленился, третий просто отказался. Кто-то боялся клещей, кто-то не видел смысла ехать за тридевять земель в непредсказуемую весеннюю погоду. Мы, семейство трёх белых медведей (папа-медведь, мама-медведица и медвежонка), тоже сомневались, и даже в какой-то момент вообще отказались от этой идеи. Я в ЖЖ выложила пессимистическо-оптимистический рассказ "Майские праздники!" (http://katerina-sapyan.livejournal.com/26782.html ссылка внешняя) с предполагаемым развитием событий. Думала выложить его 1 мая на "Городе", но...

Наступило 30 апреля. В этот день у меня пары до восьми часов вечера, но закончила я работу минут на тридцать позже - студенты не отпускали.  Вышла из корпуса, села в машину к мужу с дочкой. И тут муж говорит: "Я подумал... А поехали-ка на Алтай".

Вообще-то я на такую фразу в любой день сказала бы - "ПОЕХАЛИ!" Но не в этот. Во-первых, путешествие с ребёнком не терпит небрежности при подготовке к поездке. Во-вторых, я была уставшая. Ну и в-третьих, я целую неделю уговаривала себя, что на Алтай нам ехать не надо.. А тут, оказывается, надо!

Приехали домой, я полезла в Интернет, оценивать погоду на выходные. По всему выходило, что на Алтае намечается лето, по крайней мере, на пятницу. Пробежалась по гостиницам, зелёным домам и другим средствам размещения, чтобы узнать хотя бы порядок цен на благоустроенные номера. Исходя из этого взяли деньги, за час упаковали все вещи, поехали к брату, забрали у него спальники и насос, и припустили в сторону Алтая. У нас не было одной важной вещи - ПАЛАТКИ, которая находилась у родителей на пол пути к Новосибирску. Туда мы и приехали в начале первого ночи.

Сомнения, которые грызли меня, тут же высказали родители, взывавшие к моему материнскому инстинкту фразами типа: "Да что же ты ребёнка-то мучаешь?! Да такая долгая дорога! Да там холодно! Ну что вы там делать-то будете?"

Возразить на это было практически нечего, кроме того, что мы едем, и точка.

Проснулись в половине девятого утра. Позавтракали, упаковали палатку и поехали. В этот момент я поняла, что всё мы делаем правильно. Настроение было чудесное.

За окном было прохладно, полосы дождя периодически заканчивались, но голубое небо не собиралось показываться из-за серых туч.  Унылые пейзажи Томской области - голые деревья, слегка пробивающаяся на обочинах зелень, бурые поляны.

В Базое остановились, купили калёных орешков и поехали дальше - ледяной ветер продувал насквозь.

1 Базой, Томская область

2 р. Кинда в с. Базой. 1 мая 2013 года.

3 За Базоем. Слева стоит одинокий кедр - наверное, самый последний на трассе Томск-Новосибирск.

Часа через полтора мы уже были в Новосибирске. На въезде в город я первый раз запищала от радости - увидела куст ивы, покрытый маленькими зелёными листьями. Вот она, весна! Трава в Новосибирске была на целых пять сантиметров выше, чем в Томске.

Ехать решили через дамбу Обской ГЭС - нам говорили, что там дорогу новую построили. Ну да, дорогу частично построили, но некоторые транспортные коллапсы там ещё возможны - на одном перекрёстке потеряли минут десять, хотя в Новосибирске было мало машин - праздник, всё-таки. Прорвавшись через все препятствия, мы выехали на дамбу и открыли рты от удивления. Обское море под низкими свинцовыми тучами смотрело на нас своими бескрайними ледяными просторами. Кажется, таять оно и не собиралось. Остановились там, где знаки разрешили стоянку. Вышли на улицу, натянули шапки поглубже, а шарфы завязали потуже. Свирепый зимний ветер валил с ног. Даже не верится, что через какие-то два месяца вода в Обском водохранилище станет пригодной для купания...

4 Обское море... 1 мая 2013.

5 р. Обь сразу после плотины ГЭС. Здесь льда нет .

Хотели сфотографировать, как вода падает с турбин, но через пять минут похода к ГЭС поняли, что не дойдём - замёрзнем насмерть. Так что мы вернулись и поехали дальше.

6 Обская ГЭС

Выехали к Бердску. Река Бердь тоже выглядела далеко не так приветливо, как я её помню по многочисленным купально-загорательным вылазкам:

7 р. Бердь

Какой-то позитив начался за Бердском. Неожиданно на подъездах к Искитиму (а это всего 20 км к югу от Новосибирска) появились ярко-изумрудные обочины, а на клёнах - бурые метёлочки цветков. Тучи поднялись, и дождь, наконец, окончательно от нас отстал. Ощущение весны заставляло улыбаться =) 1 мая, как-никак!

8 Перед Искитимом

На подступах к Алтайскому краю у нас начало постукивать колесо. Вышли, осмотрели - грыжа. Оччень вовремя! Грыжа небольшая, но ехать пришлось со скоростью 80 км в час в поисках ближайшей шиномонтажки. Ближайшая оказалась как раз на границе Новосибирской области и Алтайского края.

9 На синей стеле написано АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, а на виднеющейся дальше белой-патриотической - НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Травка зеленеет, сквозь тучи проглядывает голубое небо.

На этой шиномонтажке нам не помогли. Едем до следующей. Там тоже отказ. В общем, следующие 100 км  мы заезжали в различные шиномонтажки, попадающиеся на нашем пути. Я могу теперь работать гидом по шиномонтажкам Алтайского края. Где-то нам говорили ожидать 2 часа, где-то сразу отказывались помочь. Проехали Барнаул. За Барнаулом природа снова изменилась. Вот фотография с очередной шиномонтажки (там за наше колесо тоже не взялись, причём, выясняли - будут  нам чинить колесо или нет - довольно долго. Зато мы прогулялись...)

10 Берёзки, покрытые серёжками, зеленеющие кусты, и никакого намёка на ледяной ветер Обского водохранилища, или пронизывающий влажный воздух Базоя.

Зелёной траве мы даже удивляться перестали.

Едем дальше. Наконец, около с. Полковниково за наше колесо взялась бригада автоумельцев. Мы тем временем сходили перекусить, а за одно ознакомились с информацией о родившемся в Полковниково космонавте Германе Степановиче Титове. Рядом возвышалась жестяная ракета, и указатели показывали, как проехать в местный Музей космонавтики. Но из-за того, что мы много времени потеряли с этим колесом, пришлось отказаться от идеи посещения музея. Наверняка, он уже был закрыт. Так что снова в машину - и вперёд.

Быстренько добрались до Бийска. Бийск - удивительный город, очень его люблю - вид на город при въезде - сверху вниз, яркие многоэтажки, резные домики, чистые улицы, но совершенно разбитый асфальт. Кто там из томичей жалуется на наши дороги, и ругает мэра? Езжайте в Бийск, посмотрите на реально плохие дороги. После проезда через город у меня появилось ощущение, что мы ещё одну грыжу заработали. Если не на колесе, то уж на спине точно!

А за Бийском природа совсем сошла с ума - зеленеющие берёзы, тёмные тополя. Да тут почти лето!

12 И это тоже 1 мая. Где-то между Бийском и Сростками.

Проехали Сростки - родину Шукшина. Сам памятник Шукшину на горе Пикет не рассмотрели - кажется, его ремонтируют.

Рельеф резко изменился, появились первые горы и первые признаки лета - даже тополя теперь стояли зелёные. Солнце почти коснулось горизонта, когда показался первый Алтайский богатырь - Бабырган встречал нас, как всегда - мощный, тёмный и прекрасный.

13 гора Бабырган за Катунью.

А на Алтае лето! Мы улыбались всеми 32+32+20 зубами. Дочь удивлённо рассматривала скалы, поднимающиеся над дорогой.

- Я не смогу туда залезть, - качала она с сомнением головой.

Ну-ну... Это мы ещё посмотрим!

14 Внизу Катунь, слева скала. На границе Алтайского края и Республики Алтай.

Солнце село. На Алтае темнеет быстро. Думали, где остановиться, решили, что будем пробираться к Бирюзовой Катуни - всё равно самый интересный для нас объект находился там. Дочь сначала расстроилась, что мы не будем ставить палатку и ночевать в ней. Все мои уговоры, что в гостинице  гораздо лучше разбивались о её непонимание. Ребёнок ни разу не был в гостинице и представлял её как "гости". То есть, что мы придём к кому-то в гости, и у чужих людей заночуем. Наверное, в историческом аспекте именно так всё изначально и было. Но в современности гостиница весьма далеко от этого ушла. Когда я показала дочери на гостиницу, выполненную в стиле русский деревянный модерн, она тут же позабыла о своём желании спать в палатке. Каждое симпатичное здание теперь у нас именовалось гостиницей, и ребёнок сгорал от желания поскорее оказаться в одной из них.

Совсем стемнело. В полной темноте подъехали к т/б Витязь. Тёплых мест свободных не оказалось. Поехали дальше, в Shale. В Шале оказались свободные номера в мотеле. Договорились с Администрацией и заселились. Время - половина одиннадцатого ночи. Путь к лету завершён.

Тут к месту немного рассказать о гостиницах Алтая в целом, и о Шале в частности. Ещё лет 15 тому назад гостиниц тут было мало. Турбазы предлагали только холодные деревянные домики, так что ехать на Алтай осенью или весной (не говорю про зиму!) было мероприятием рискованным. При наличии тёплых спальников и умении умываться ледяной водой утром при температуре в помещении близкой к нулю можно было и потерпеть неудобства. Если же у вас не было с собой тёплого спальника и закалки моржа, то поездка на Алтай в переходные сезоны года для вас не имела бы смысла.

Другое дело сейчас. Так как летом увеличить число туристов в Майминском районе Горного Алтая уже не представляется возможным (ибо просто некуда!),  владельцы турбаз начали расширять сезон приёма посетителей, обустраивая тёплые корпуса. Отапливаются они электричеством, и довольно дороги в обслуживании - слив в Катунь запрещён, и все отходы - и жидкие, и твёрдые, вывозятся в дальнюю даль. Куда именно я не знаю, но цены в благоустроенных номерах не дешёвые, прямо скажем.

Мотель Шале трёхэтажный.  Верхний этаж занимает столовая (очень даже не плохая, кстати. Особенно нас радовали оладушки с яблоками по утрам). Там же проводятся дискотеки. Звукоизоляция отличная. Наш номер находился практически под дискотекой, а в номере слышались лишь весьма отдалённые бум-бум-бум басов, словно дискотека была не над нами, а где-то очень-очень далеко.

15 Мотель Шале

Номера двухуровневые, что не есть хорошо при наличии шилопопого отпрыска, норовящего сломать себе шею на крутой лестнице. Внизу кухня и санузел, состоящий из туалета и душа, а наверху спальня на 2-3 человека. В спальне эротические картины по стенам, которые скомпенсированы одной огромной картиной с лошадками. На книжных полках литература весьма специфического содержания: как подготовиться к исповеди, путь души после смерти, ну и всё в этом духе - рядом с Шале находится часовня Святого князя Владимира, видимо, местные служители православной церкви решили позаботиться о душах отдыхающих. Диссонанс от литературы и эротических картинок было очень глубок, но в тот первый вечер нас это мало заботило. Мы включили батареи, напились чаю и попадали спать.

Утром 2 мая нас подняла дочь. Время - половина девятого. Встали, пошли на завтрак, который был включён в стоимость проживания. Навернули кто каши, кто бульончика с сухариками, кто оладушки, и довольные пошли осматривать территорию Шале. С трудом удерживала себя от фотографирования каждого куста. Зелёный лес пьянил, невероятное количество знакомых и незнакомых цветов, и особая роскошь - цветущий маральник. Такого Алтая я ещё не видела!

16 Часовня Св. князя Владимира и цветущие кусты маральника (один из видов рододендрона)

17 р. Катунь. Территория турбазы Шале

18 Маральник крупным планом

Пробежались, размялись и вернулись в номер. Взяли необходимые вещи, оседлали автомобиль и поехали в сторону Бирюзовой Катуни. До неё от Шале около двух километров. Погода пасмурная, но по Томским меркам тепло - около +12- +15. Местные алтайцы щеголяют загаром и хвастаются, что вчера было +27, и до этого жара стояла. Но нам и +15 при такой летней растительности в радость. Машину оставили у моста через Катунь. Проезд по мосту платный, к тому же нам хотелось прогуляться.

19 Вид с моста  ОЭЗ "Голубая Катунь" 2 мая 2013 г.

Оказавшись на левом берегу Катуни чувствую знакомый запах. Ба! Да это же цветущая черёмуха! У нас в Томске даже трава не растёт, а тут уже черёмуха вовсю цветёт!

Дочь давно просила сводить её в пещеру. Она полагает, что в каждой пещере есть клад, и там живут гномики, так что мы направились знакомым путём к Тавдинским пещерам. Кругом красота, прохладный ветер в лицо. Дорога асфальтированная, даже с фонарями. Летом тут будут бродить толпы туристов, а сейчас пусто и тихо. Хорошо.

В Тавдинской-1 пещере мы уже бывали, так что взяли билетик на посещение пещеры без экскурсовода и отправились вверх в гору. Чем хороша эта пещера - она позволяет совместить горный туризм и спелеотуризм, причём не требует никаких навыков ползания по пещерам, и даже каску на голову можно не надевать. Все ходы-переходы оборудованы, освещены, а подходы снабжены страховочными тросами и лестницами. В общем, даже в сланцах туда можно смело забираться.

20 Фотографий в пещере без наших лиц не т, так что вот Гусиный переход с моей счастливой физиономией на заднем плане и задумчивой дочкой на переднем.

Гномиков в пещере мы не нашли, про клад я рассказывать не буду, а то государство затребует свою долю. Зато все члены моей семьи теперь знают, что такое пещера и как она образовывается. Выбрались наружу и почувствовали, что погода изменилась - стало гораздо теплее. Избавились от некоторых предметов одежды, и полезли дальше в гору. Виды там, конечно, потрясающие.

21 Вид со смотровой площадки на долину Катуни.

Вышли к Тавдинской арке. Рядом с ней набрали бадана, чтобы вечером заварить чаю. Кстати, у меня его немного осталось ;)

24 Тавдинская арка

Налазились в своё удовольствие. В одну из небольших пещерок дочь с налобным фонариком наведалась. Дома у нас есть забавная книжка "Где дракон?". Там дедушка с внуком отправились в горы, чтобы выследить дракона. Но когда дедушка залез дракону в пасть (дедушка думал, что это пещера), дракон чихнул и дедушка вылетел обратно. Это я к чему вспомнила: дочь полезла в пещеру "ноздри дракона" - две пещерки и впрямь напоминают нос легендарного чудовища. Она всё ждала, когда же дракон чихнёт и она вылетит из его носа. Но дракон так и не чихнул, и мы отправились вниз по тропе.

С непривычки ноги после такой прогулки устали. Пошатались по прилегающему к пещерам сувенирному базарчику и потопали к машине. По пути нам попались лошадки. Мимо мы пройти никак не могли. Дочь с мужем оседали белого коня, а мне достался спокойный и дружелюбный конь Михалыч. Так, верхом, мы и добрались через лес напрямки до моста через Катунь. Мужчина, который нас сопровождал оказался очень приятным - мы с ним отлично пообщались. Он рассказал, что на Алтае сейчас много клещей, и что погода сходит с ума - раньше таких ранних вёсен не было, и пророчески сказал, что ранняя весна - это плохо, потому как жара сменяется холодом, и растения погибают. Пообщались и про цветущий маральник, и про лошадей, конечно. В общем, спасибо ему! Хорошая получилась поездка, добрые воспоминания. Мохнатые ушки Михалыча, топающего по тропе, окружённой цветущим маральником, мне  будут сниться унылыми зимними вечерами.

26.

Дошли до машины. Дочери пора на дневной сон укладываться. Решили в гостиницу не возвращаться, а найти местечко посимпатичнее и установить палатку - в ней и скоротать обеденное время. Такое местечко мы нашли только за Усть-Семой. Зато место удивительной красоты. Именно так художники рай изображают: шум Катуни, живописные скалы, покрытые мхом и усыпанные сиреневыми цветами. Внизу - белые звёздочки цветов. Над головой - небо, сосны и берёзы. Поставили палатку, разожгли костёр, уложили дочь спать. Сбылась ещё одна её мечта - поспать в палатке. Правда, спала она не долго - где-то минут 40. Вылезла довольная и счастливая. Пообедали. Я пошла к палатке...и тут Рай закончился. По палатке полз клещ. Надо сказать, мы и без этого по томской въевшейся привычке ноги осматривали постоянно, а тут полностью осмотрелись. На Алтае процент заражения клещей энцефалитом очень мал, но рисковать всё равно очень глупо - не ленитесь, осматривайтесь, господа туристы.

Итак, выбравшись из подпорченного рая, мы решили ехать к Камышлинскому водопаду - он как раз на полпути к гостинице и времени на его посещение вполне достаточно.
К Камышлинскому водопаду можно попасть по подвесному пешеходному мосту, который является собственностью туркомплекса "Царская охота".

27 Вид на Катунь с подвесного моста.

До водопада около 2 км пешей тропинки через лес.

28 Если вы пойдёте там второго мая, то она будет выглядеть примерно так:

Птички поют, идти - одно удовольствие. Наконец, водопад. Он гораздо внушительнее в мае, нежели в июле. Грохот стоит такой, что плохо слышно рядом стоящего человека.

29 Камышлинский водопад

Опять же - туристов, в отличие от летнего сезона, практически нет. Ходи, фотографируй, осматривай со всех сторон. Релаксировать тоже можно, но не с ребёнком, который забрал фотоаппарат и бегает в поисках хорошего ракурса прямо у беснующейся воды.

Добрались до машины уже вечером - солнце скрылось за горизонтом. Доехали до гостиницы, отправились на ужин. Поели и спать. Приглашение на дискотеку мы почему-то не приняли =)))

Утро третьего мая выдалось тёплым и солнечным. Долго решали, куда поедем, наконец, собрали вещи, сдали номер в Шале и поехали опять к Голубой Катуни, чтобы ещё разок полазить в окрестностях Тавдинской пещеры. Лето подкралось внезапно. Солнце жарило беспощадно, и мы, как истинные белые медведи, довольные, подставляли ему свои белые лица, руки и ноги.

30 Вид с моста на Катунь.  Где-то там, на повороте Катуни скрывается в лесу мотель Шале, который мы покинули.

31 Вид на долину Катунь. Тавдинские пещеры. 3 мая 2013 года.

32 Иногда передвигались и таким способом. Это дорога к Тавдинским пещерам.

33 Катунь. 3 мая.

Вернулись к машине, забрали пустые бутылки из-под Карачинской и пошли к знаменитому Аржан-суу. С тех пор, как я увидела его впервые он изменился до неузнаваемости. От дикого родника мало что осталось, но качество воды, надеюсь, в нём от этого не изменилось. Умылись, набрали водичку, закупились сувенирами-гостинцами на прилегающем базарчике и снова оказались в машине. Дочь самозабвенно свистела в свистульку, издающую птичьи трели, а мы, не долго думая, поехали в Карым. Как подсказал мне всеведающий Интернет, там находится маральник.

Для того, чтобы добраться до Карыма нужно доехать до с. Усть-Муны, свернуть налево, в горы, и проехать 5 км вверх по долине р. Муны. Тут мы в очередной раз разинули рты - опять нас окружали райские кущи. Жаль, у меня фотоаппарат плохой, и руки к тому же растут не оттуда, откуда надо... Поверьте - виды волшебные! Долина Муны нас покорила. Я повидала многое на Алтае, я проехала его вдоль и поперёк, но весенняя долина Муны - это самое потрясающее, что я видела на Алтае, да и в своей жизни.

Добрались до маральника. Здесь было значительно холоднее, нежели внизу, в долине Катуни. Оказалось, что маралов  близко посмотреть можно только рано утром, когда они спускаются с гор к кормушкам. Зато мы вдоволь налюбовались маралами, вышагивающими в тени деревьев на склонах окрестных гор. Из живности в хозяйстве имеются бараны, гуси, собаки, як и хариус с форелью в пробегающей по территории маленькой речке. Всё красиво-симпатично, но пока что не сезон для туристов, поэтому мы просто побродили по территории.

Пора  двигаться в сторону дома. Чтобы на следующий день сократить хоть немного путь, мы решили заночевать возле оз. Ая.

Первый раз добирались туда не по знаменитому автомобильному подвесному мосту, а по новому вполне обычному мосту через Катунь. Дорога по Катунскому левобережью соединила Бирюзовую Катунь и оз. Ая, так что два туристических  центра объединились. Возле Аи мы сняли тёплый домик  на частном подворье за 1000 рублей в сутки. Сбегали к озеру, поплавали на катамаране. Удивительно видеть Аю полупустую. Пустынные дорожки и пляжи, тишина... Окончательно убился аккумулятор на фотоаппарате, так что фотографий мы оттуда вывезли мало.

38 оз. Ая

Вернулись к домику. Дочь тут же подружилась с местным мальчишкой, и они весело гоняли мяч и играли в бадминтон, а я сидела на крылечке и потягивала кофе, наблюдая, как темнеет небо. Лица у нас красные, загар сделал своё дело - из белых медведей мы превратились в красных. Собственно, за этим и ехали =)

4 мая. Проснулись под стук каплей дождя. На улице сыро, зябко. Посидели до 10 утра - всё ждали, что распогодится - хотели на Чёртов палец слазить, на котором я, кстати, ни разу не была. Но к 10 утра не прояснилось, так что мы простились с радушными хозяевами и поехали домой, в Томск. Выехали на Чуйский тракт. Дождь сменился влажным снегом, который тут же таял. На макушках совсем не высоких здесь гор появились светлые шапки - снег облепил зелёные кроны деревьев и траву. Прав был хозяин лошадей - не к добру ранняя весна. Не знаю, как такие смены погоды переживут цветущие яблони и вишни.  Лето на Алтае закончилось так же неожиданно, как и началось.

Возвращение в Томск напомнило мне путешествия во времени. В данном случае - в прошлое. Представьте себе, что вы летом решили скататься в раннюю весну. Сели на времемобиль - и вперёд... то есть, назад. Вот у тополей исчезли листья, вот у берёз листьев не стало, вот трава уменьшилась, и, наконец, вы оказываетесь в неприветливой Томской области с унылыми майскими пейзажами. До цветения черёмухи нам с вами жить ещё недели три, а может быть, и больше.  Если вы спросите меня 1 июня: "Ну и где же лето нынче застряло?", то я вам с уверенностью смогу ответить: "Где-где... В Усть-Муне!"

П.С. Есть идея повторить на следующий год первомайскую вылазку на Алтай. Дорогу в лето мы уже разведали ;)